3e567db6

Процессы памяти

Человек и до сей поры – один из самых непознанных до конца феноменов. Учёными совершаются грандиозные открытия, в которых подробно раскрывается человеческая психология. Память же, как одна из фукциональных особенностей мозговой деятельности, до сих пор остаётся неразгаданной. Создаются самые различные гипотезы, проводятся всевозможные эксперименты, строятся разнообразные догадки, но конкретного и чёткого определения, почему так избирательны человеческие воспоминания, как они возникают и в связи с чем утрачиваются, пока ещё не выведено.

 

Например, довольно интересен факт долгосрочных воспоминаний детства, особенно тех, которые несут в себе негативные ощущения. Почему же человек столь «злопамятен»? Почему хорошее скорее забывается, чем плохое? Предполагается, что процессы памяти в психологии человека играют огромную роль, в первую очередь потому, что она способствует развитию механизма выживания.

Детство – это период, когда формируется поведение, мировоззрение личности, его характер и привычки. Потому-то так ярки и столь долго и хранятся милые юношеские и младенческие воспоминания. Ведь именно в это время всё происходит впервые, в дальнейшем же все события так или иначе, но являются повторами либо интерпретациями уже когда-то имевшего место быть в судьбе индивидуума. Зачем же переполнять ненужной информацией и так загруженный мозг? И память избирательно оставляет только первые, самые значимые ощущения и события, когда ею были получены более сильные впечатления.

 

Процессы памяти принято психологами подразделять на три категории: непосредственно запоминание и кодирование, связывание фрагментов события какими-то определёнными особенностями, которые выделяют их из общего формата, и воспроизведение информации.

 

Этап запоминания происходит как в форме произвольного запоминания, так и преднамеренного. И если преднамеренному запоминанию требуется научиться, чем детишки и занимаются в детских учреждениях, то произвольное запоминание происходит без участия самого человека и его воли. Как иной раз бы хотелось что-то забыть навсегда, стереть из «файлов» своего мозга неприятные, горькие моменты жизни! Но не тут-то было: мучительные воспоминания никак не хотят уходить из головы.

Учёные постоянно разрабатывают способы психологического воздействия на процессы памяти, чтобы иметь возможность удалять по собственному желанию разрушающие нервную систему человека воспоминания. Это довольно трудно – научиться избирательно удалять якобы ненужную информацию из мозга человека, намного сложнее, чем уметь эту информацию «загружать» в него. Способов стопроцентного воздействия на эти процессы памяти практически ещё не изобретён.

 

Так почему же зрелой женщине, самой имеющей уже внуков, так помнится дурацкий случай, когда она ещё девчонкой забыла в школьной раздевалке какую-то интимную вещичку, а пацаны потом вывесили её на всеобщее обозрение? Оказывается, потому, что этот случай вызвал неприятные эмоции в сознании девчушки, и память, дабы более такого не случилось, накрепко запечатлела это событие в своих уголках.

 

Конечно, и позднее случались эпизоды, когда забывались уже другие вещи и в других местах, но они практически не запомнились. Ах, нет! Вот ещё один случай: был потерян кошелёк с общественными деньгами. Женщина даже подумывала покончить жизнь самоубийством. Тогда выручила её соседка, дав денег взаймы на длительный срок.

 

Этот случай также будет долго помниться, потому что впечатления были чрезвычайно сильными. Однако в старости вполне возможно, что более позднее событие, хоть и было намного важнее, уйдёт из памяти, оставив лишь детские воспоминания столь же яркими и волнующими.

 

Сядет иная бабушка и давай поведывать небылицы из своего детства! Вроде бы и было это, но ведь вчера старушка рассказывала это как будто по-другому? И тут находят психологи объяснение.

 

 Процессы памяти, отвечающие за архивацию и сохранение воспоминаний, делятся на динамические и статические. Динамические – это те, которыми человек пользуется довольно часто, потому-то они почти всегда остаются неизменными. А вот статические, которые находятся на длительном хранении и редко «извлекаются на свет Божий», обязательно реконструируются, подвергаются переработке.

 

Понимая всё это, умный молодой человек не станет сердиться на пожилого за то, что тот не помнит вчерашнего события, но в подробностях расскажет о случае полувековой давности. Да ещё и приврёт при этом! Таково устройство механизма человеческой памяти. С этим не стоит бороться, это просто нужно принять как факт.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий