Как показывает практика, тема «Разделительный мягкий знак»(2 класс) является сложной для понимания и усваивается далеко не всеми учащимися прочно и надолго. В данной статье доступно и подробно описывается порядок изучения правила по написанию слов с разделительным «ь», а также приведены примеры заданий для закрепления полученных умений и навыков.
Изучение темы целесообразно разбить на этапы:
- Постановка проблемной задачи. На доске записываются слова:обезяна, пют, вороби, хлопя, вюга. Учащимся предлагается прочитать слова, обнаружить несоответствие. Как результат рассуждений, учащимися делается вывод о том, что в предложенных словах не хватает мягкого знака. Далее акцентируется внимание на роли мягкого знака в этих словах, иными словами, для чего он здесь необходим. Следует ответ учащихся о том, что в данных словах мягкий знак разделяет гласный и согласный. В таких случаях «ь» получил название разделительного.
- Не менее важно для учащихся — уметь находить в словах разделительный «ь» и понять, какую функцию он выполняет в слове. Практическим путём выявляем разницу в произношении слогов пя — пья, ню — нью, лё — льё, би — бьи. Во втором случае губы наши «улыбаются» немного шире. Делается вывод: слоги, содержащие в себе разделительный мягкий знак, произносятся труднее, с преодолением некой преграды. А что это за преграда? Учащиеся указывают на присутствие между согласным и гласным звуком звука [й’]. Далее необходимо закрепить добытые знания, используя двигательную память. При помощи руки учащиеся пусть покажут дорогу, по которой необходимо проехать какому — нибудь сказочному герою. Слоги, в которых присутствует разделительный мягкий знак, будут обозначать кочки. Маршрут может выглядеть примерно так: ти — не- лья — пя — сьё — вя. Далее можно устроить среди учащихся соревнование на определение самого опытного гонщика.
- Наблюдение за предложенными словами (ночью, шьёт, сыновья, воскресенье, ручьи), позволит учащимся определить место, где требуется разделительный мягкий знак.
Правило: «Разделительный «ь» следует писать внутри слов после согласных букв перед гласными я,е, ю, ё, и».
Для прочного запоминания правило необходимо оформить в виде опорной таблицы.
Для закрепления изученного используем следующие упражнения:
1.Записываем слоги с разделительным ь и без него под диктовку.
Ню, нье, пя, рье…
2. Тренируемся произносить слова с разделительным мягким знаком. Чистоговорки:
Ткач ткёт ткани на платье Татьяне.
На дороге Дарья Увидала Марью. Дарья Рада Марье. Марья Рада Дарье.
Пословицы:
Уменьем города берут.
Сам с воробья, а сердце с кошку.
3. Учимся читать слова с разделительным мягким знаком по транскрипции и составляем транскрипции слов по теме.
[л’ис’тй’а] — листья
[ноч’й’у] — ночью
[пал’й’от]- польёт
4. Составляем предложения:
Я белю стены. — К новому белью пришили пуговицы.
Голодный зверь всегда лют. — Дожди осенью часто льют.
Рады дорогому гостю. — Приглашай сюда нашу гостью.
5. Образовываем прилагательные:
бык — бычья;
собака — собачья;
ворона — воронья;
лиса — лисья.
6. Упражняемся в образовании слов с разделительным мягким знаком по образцу:
друг — друзья;
воробей — воробьи;
стул — стулья.
7. Образовываем отчества от имён собственных по образцу:
Юра — Юрьевич, Юрьевна;
Илья — Ильч, Ильинична;
Валера — Валерьевич, Валерьевна.
8. Находим и подчёркиваем в текстах слова с разделительным мягким знаком.
9. Распределяем в 2 столбика слова с мягким знаком. В первый записываем слова с разделительным мягким знаком, в которых «ь» будет обозначать мягкость согласного, во второй — разделять согласный и гласный.
10. Записываем с комментированием и разгадываем загадки:
Вокруг вода, но с питьём беда. (Море).
Кто осенью спать ложится, а весной встаёт? (Медведь.)
11. Самостоятельное составление учащимися небольших словарных диктантов, которые будут содержать слова на изученное правило.
Пример: сидел у огонька, вьют воробьи, по сучьям деревьев, играют у ручья, осыпается хлопьями, затянуты льдом, пение соловья, птичьи крики, пьют воду.
12. Читаем текст и записываем его по памяти:
Птичья дружная семья носит сучья для жилья. Солнышко пригреет — справит новоселье.
13. Читаем, записываем и объясняем значение словосочетаний:
черепашьим шагом
наши меньшие братья
Выполняя предложенные упражнения дети закрепят полученные знания и навсегда запомнят, как пишутся слова с разделительным мягким знаком.