3e567db6

Золотое сечение в природе и искусстве

С проявлением такого эффекта, как «золотое сечение», думается, сталкивался почти каждый человек еще в детстве. Если мы, руководствуясь данным принципом, отрезаем от прямоугольного листа бумаги меньший прямоугольник, то обязательно получим фигуру с точно таким же соотношением сторон. В этом, собственно, и состоит самое простое содержание принципа золотого сечения. Более научное определение звучит так: золотое сечение представляет собой операцию деления некой непрерывной величины на 2 части в такой пропорции, в которой меньшая часть относится к большей так, как большая относится ко всей величине.

История данной закономерности довольно велика. Еще в древности упоминание о ней впервые встречается у Евклида в его знаменитом труде «Начала». Евклид применяет это правило для построения некоторых геометрических фигур. Закономерность была настолько распространенным явлением, что во времена Леонардо да Винчи была названа «божественной пропорцией», а сам термин ввел в употребление Мартин Ом в 1835 году.

Действительно, распространенность этого феномена просто поражает, некоторые люди вообще стремятся «увидеть» признаки золотого сечения во всем окружающем их мире и даже в житейских событиях. Сложилась даже ироническая шутка по этому поводу, в которой говорится, что многие люди находят возможным обнаружить присутствие признаков золотого сечения всюду и во всем.

Наглядно воспроизводят эффект геометрические пропорции. Золотое сечение, например, используемое в правильной пятиконечной звезде, проявляет себя тем, что, каждый отрезок, соединяющий лучи звезды между собой, делится другим пересекающим его отрезком, по правилу этой пропорции.

Золотое сечение широко представлено в произведениях искусства и скульптуре, распространено в архитектуре. В этих областях деятельности, под ним обычно понимается некая ассиметричная конструкция или композиция, которая содержит в себе пропорции сечения. Причем, не всегда представляется возможным выразить суть этой всей конструкции математически.

Существует мнение, что предметы и объекты, в состав которых входят элементы, содержащие золотое сечение, воспринимаются как наиболее гармоничные и привлекательные. Но это не всегда так, потому что это может быть просто случайным совпадением или же ошибкой восприятия. Например, принято считать, что пропорции знаменитой пирамиды свидетельствуют, что египтяне пользовались этими соотношениями. Признаки наличия пропорций сечения некоторые обнаруживают даже в музыке. Так, например, некоторые исследователи утверждают, что на этих принципах целиком построены музыкальные произведения эпохи барокко, в том числе произведения великих Бетховена, Баха и Моцарта.

Существует множество примеров, которые демонстрируют доказательства «за» и «против» присутствия признаков золотой пропорции в той или иной сфере человеческой деятельности. Однако следует признать однозначным тот факт, что золотое сечение в природе распространено достаточно широко, его надо только «увидеть».

Астроном Иоган Кеплер назвал эту пропорцию сокровищем геометрии, а увидел ее проявление в ботанике – на примере строения и роста растений, сохраняющих при росте заданные пропорции. Немецкий исследователь Цейзинг произвел замеры 2000 человеческих тел и установил закономерность деления тела точкой пупа в пропорции, соответствующей золотому сечению. В ящерице просматриваются знакомые глазу пропорции – хвост и остальное тело соотносятся по длине в пропорции 62 к 38. Как видим, и в растительном, и в животном мире достаточно четко усматривается тенденция к формообразованию, содержащему в себе признаки золотой пропорции.

Природа как бы сама собой производит деление по правилам симметрии и золотого сечения.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий