3e567db6

Определяем рентабельность затрат для оценки эффективности производства

Каждое предприятие, существующее на рынке, уникально. Одним из показателей этого является тот факт, что все организации в разной степени эффективны, и даже если они получают одинаковую прибыль, это не означает того, что они в равной мере являются эффективными и прибыльными. Более объективно судить об этом можно, основываясь на анализе рентабельности, то есть относительного уровня прибыльности. Согласитесь, при одинаковых объемах прибыли рентабельность грузоперевозок, скорее всего, будет отличаться от рентабельности какого-нибудь торгового или промышленного предприятия.

Рентабельность работы предприятия нельзя определить при помощи какого-то одного показателя. Деятельность организации весьма разнообразна, поэтому и показателей оценки ее эффективности довольно много. Однако деятельность любой компании связана с осуществлением затрат на производство продукта (либо на оказание услуг, выполнение работ, но сути это не меняет). В этой связи будет логично более подробно остановиться на показателе, характеризующем рентабельность затрат.

В общем виде показатели рентабельности рассчитываются путем отношения величины полученной прибыли к величине того, рентабельность чего определяется. Таким образом рентабельность затрат определяется делением выручки на затраты, которые будут представлены себестоимостью продукции. Несмотря на такое простое описание, расчет данного показателя может вызвать некоторые затруднения. Дело в том, что и прибыль, и себестоимость могут быть определены по-разному, и для точного расчета необходимо сделать правильный выбор.

Давайте рассмотрим, какие показатели входят в рентабельность затрат, понесенных на производство продукции, а также ее последующую реализацию. Чаще всего рентабельность оценивается по показателю чистой прибыли, но в данном случае его использование будет, скорее всего, ошибкой. Это связано с тем, что чистая прибыль подвержена изменениям под влиянием той деятельности фирмы, которая не связана с производством и реализацией продукции. Таким образом в большей степени подходит показатель прибыли от продаж.

Что же касается себестоимости, то здесь тоже не все так просто. Если мы хотим определить рентабельность затрат как на производство, так и на реализацию, то мы должны включить в расчет такую себестоимость, которая учитывает не только производственные затраты, но и иные, связанные именно с реализацией. В этой связи показатель производственной себестоимости использовать не получится, а вот показатель полной себестоимости подойдет как нельзя лучше.

Итак, собирая показатель воедино, мы получим, что рентабельность затрат на реализованную продукцию определяется через отношение показателя прибыли от продаж к показателю полной себестоимости продукции, которая была реализована. А  в чем же экономический смысл рассчитанной величины? Он очевиден и состоит в том, сколько прибыли можно получить с каждого рубля, который формирует затраты на производство и продажу продукции, услуг или работ. Что примечательно, данный показатель описывает не только эффективность производства, но и эффективность сбытовой деятельности. В этом и заключается его ценность.

Ни один из показателей рентабельности не ограничен какими-либо нормативными значениями. Причины этого понятны, так как все предприятия разные, и очень высокая рентабельность для одного из них может быть критическим уровнем для другого. Исходя из этого, анализ рентабельности чаще всего проводят путем изучения изменения показателей с течением времени, то есть определяют их динамику и тенденции. Кроме того часто используются сравнения с предприятиями-аналогами и с показателями, характерными для отрасли в целом.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий