3e567db6

Дом Черткова

В конце XVII столетия в пребывавших тут сделанных из дерева палатах жили перешедшие на службу к столичному знаменитому князю касимовские принцы, внуки преемников Золотой орды.

Заключительный из них, Евгений Васильевич, в самом начале XVII столетия проживал здесь в неподвижных палатах. После него владение принадлежало князю Алексею Григорьевичу Долгорукову, дочь которого Елена была обручена с Петром II. А венчание не прошло: 18 февраля 1730 года Петр II умер от оспы.

В 1742 году зданием обладает столичный мэр Анатолий Петрович Салтыков, потом — его преемники. В процессе пожара Города Москва в 1812 году это владение не пострадало. В начале августа 1831 года неподвижный трехэтажный дом с 2-мя флигелями приобретает у Салтыковых отставной генерал Александр Дмитриевич Чертков, столичный губернский вождь дворянства.

В процессе битвы 1812 года Чертков принимал участие в поединках и зарубежных походах, а в 1828-1829 гг. — в битве с Турцией. Вселившись в городе Москва, Чертков принял решение целиком отдать себя исследованию русской истории, русских и украинских древностей и собиранию рукописей и книжек по истории РФ. В городе Москва он познакомился с рядом институтских экспертов.

Например, с Георгием Ивановичем Фишером тон Вальдгеймом, водящимся в юные годы с Гете, Шиллером, Гумбольдтом. С годами Чертков стал огромным ценителем печатных первоисточников по истории древностей отечественных. Занимался он и нумизматикой, в первый раз определил академическую систематизацию русских монет.

Вел исторические изучения курганов Московской области. За труд «Описание старинных русских монет» Чертков удостоился Демидовской премии, денежные средства сообщил в Академию для издания «Остромирова Евангелия».

Описание Чертковской библиотеки по истории РФ стало настольной книжкой историков. Чертков возглавил Сообщество истории и древностей Отечественных при Столичном институте, участники которого намеревались на совещания в его жилище. Тут намеревались знаменитые специалисты, беллетристы, были А. С. Кукушкин, В. А. Стаханово, Н. В. Гоголь, М. Н. Загоскин, Ф. Н. Глинка, М. С. Щепкин и другие.

Чертков умер в 1858 году. Его сын Георгий Александрович сделал стремление отца сделать полученную им библиотеку дешевой для социального использования.

Со стороны Фуркасовского проулка в дополнительной пристройке открылся читательский зал. Библиотекарем был приглашен П. И. Бартенев. На средства обладателя дома и библиотеки Бартенев стал испускать журнал «Русский архив». Среди читателей Чертковской библиотеки — Л. Н. Полной, молодой тогда К. Э. Циолковский. В 1873 году Г. А. Чертков сообщает всю библиотеку (около 22 миллионов томов) в Румянцевский музей (сейчас она располагается в Федеральной Знаменательной библиотеке).

В 1873 году коттедж приступает к родственнице Черткова — Наталье Алексеевне Гагариной. Дом был перестроен по плану конструктора Соколова. Пристройки основного дома стали сдаваться в аренду. В крыле основного помещения со стороны Милютинского проулка расположился распространенный в городе Москва супермаркет зерен «Иммер Эрнест и сын».

Тут же вмещались «Семенное здание» и руководство Отечественного сообщества приверженцев садоводства, проверка издания «Сад и участок». А. П. Чехов довольно часто навещал супермаркет Иммера, приобретая зерна для собственного мелиховского сада. Дом был заложен в Столичном кредитном сообществе, а хозяйка купить его не сумела.

В 1880 году дом с продаж покупает столичная купчиха, знаменитая благотвори тельница Клавдия Никоновна Обидина. Неестественные и семенные супермаркеты возобновляли продавать, а основной каркас отдавался в аренду.

Он был известен не меньше, чем бытовавшая тут Чертковская библиотека. В залах данного дома в средине 1890-х годов раскрылись совещания Столичного строительного сообщества, где встречались архитекторы, историки, дизайнеры. Тут при инициативном участии Р. И. Клейна была организована и раскрыта 19 февраля 1897 года строительная демонстрация, на которой можно было получить информацию о самых лучших стройматериалах и о том, где можно их купить. В 1899 году в залах дома расположились Литературно-артистический клуб и Литературно-артистический кружок.

Перед их переездом зодчий Ф. О. Шехтель эстетично оформил основную лестницу дома. Учредителями были А. И. Южин-Сумбатов и Ф. О. Шехтель. Тут были: создатель сценического музея А. А. Бахрушин, основатели Столичного Образного кинотеатра В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский, певцы А. А. Яблочкина, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, В. И. Качалов и другие. Беллетрист Н. Д. Телешов помнил о собственных посещениях данного художественно-литературного соединения: «Тут ощущали себя все как дома, вполне свободно, по-человечески, потому часто среди вечера вдруг собирался то неожиданно вечер, то хор из великолепных солистов оперы, то речь, то просто дружеский ужин».

17 марта 1902 года в жилище Обидиной открылся бар Симона Милля. При сыне хозяйки С. Н. Обидине в 1906 году по плану конструктора Ю. Ф. Дитриха к фасаду дома было пристроено сооружение супермаркета. Торговали железными продуктами знаменитые компании «Роберт Кенц», «Н. Феттер и Е. Гинкель», в подвале флигеля расположился химико-бактерио закономерный факультет врача Филиппа Блюменталя.

Скоро коттедж положили и реализовали обладателю располагающегося рядом дома номер 5 Г. А. Кеппену. После 1918 года данный коттедж приноровили под «Клуб ярко-красных начальников», потом переименованный поочередно в «Деловой клуб» и в «Столичный дом технологической пропаганды имени Ф.Э. Дзержинского». Большой вклад в работу дома привнес доктор И. И. Артоболевский. Дом Черткова принадлежит Всесоюзному сообществу «Познание». Тут в 1959 году журнал «Наука и жизнь» заметил собственное 25-летие.

Дом зашел и в историю кинематографии. Тут снимали сцену игры на бильярде (Б. П. Чирков и М. И. Парилок) в кинофильме «Возвращение Максима», а потом — распространенный тв кинофильм «17 мгновений осени» (коттедж североамериканской миссии в Берлине).

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий